Статья 67. Форма трудового договора

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя .

Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.

При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров .

Комментарий к статье 67 ТК РФ

Одной из гарантий правового положения работника является закрепленное в комментируемой статье требование заключения трудового договора в письменной форме. До 25 сентября 1992 г. стороны трудового договора сами определяли форму трудового договора (устная или письменная).

Письменный трудовой договор оформляется в двух экземплярах, и оба подписываются обеими сторонами. Один экземпляр договора хранится у работодателя, другой - передается работнику. Письменная форма трудового договора обязательна как для договора, заключенного на неопределенный срок, так и срочного трудового договора.

В п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 указано, что трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах (если законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрено составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров), каждый из которых подписывается сторонами (ч. ч. 1, 3 коммент. статьи). Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, содержание которого должно соответствовать условиям заключенного трудового договора (ч. 1 ст. 68 ТК). Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу должен быть объявлен работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора (ч. 2 ст. 68 ТК).

Действующее законодательство не предусматривает общей типовой формы письменного трудового договора, поэтому ее определяют сами стороны. Однако при заключении трудового договора необходимо четко соблюдать положения, предусмотренные ст. 57 ТК (см. коммент. к ней).

Следует отметить, что Приказом Минэкономразвития России от 02.03.2005 N 49 утвержден Примерный трудовой договор с руководителем федерального государственного унитарного предприятия <1>.

--------------------------------
<1> БНА. 2005. N 23.

При этом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 N 234 (в ред. от 20.06.2011) <1> руководители федеральных органов исполнительной власти при заключении трудового договора с руководителем федерального государственного унитарного предприятия могут предусматривать в трудовом договоре следующие основания его расторжения в соответствии с п. 3 ст. 278 ТК:

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373; 2001. N 31. Ст. 3281; 2002. N 41. Ст. 3986; 2006. N 13. Ст. 1408; N 47. Ст. 4897; 2008. N 11 (ч. 1). Ст. 1030; 2010. N 2. Ст. 234; 2011. N 28. Ст. 4203.

а) невыполнение унитарным предприятием утвержденных в установленном порядке показателей экономической эффективности его деятельности;

б) невыполнение руководителем унитарного предприятия решений Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, принятых в отношении унитарного предприятия в соответствии с их компетенцией;

в) совершение сделок с имуществом, находящимся в хозяйственном ведении унитарного предприятия, с нарушением требований законодательства РФ и определенной уставом унитарного предприятия его специальной правоспособности;

г) наличие на унитарном предприятии по вине его руководителя более чем трехмесячной задолженности по заработной плате;

д) необеспечение использования имущества унитарного предприятия по целевому назначению в соответствии с видами его деятельности, установленными уставом предприятия, а также неиспользование по целевому назначению выделенных ему бюджетных и внебюджетных средств в течение более чем трех месяцев;

е) нарушение руководителем унитарного предприятия требований законодательства РФ, а также устава унитарного предприятия в части сообщения сведений о наличии заинтересованности в совершении сделок, в том числе по кругу аффилированных лиц;

ж) нарушение руководителем унитарного предприятия установленного законодательством РФ и трудовым договором запрета на осуществление им отдельных видов деятельности;

з) неисполнение по вине руководителя унитарного предприятия установленных нормативными правовыми актами РФ или уставом унитарного предприятия обязанностей, связанных с проведением аудиторской проверки унитарного предприятия.

В целях оказания методической помощи федеральным бюджетным учреждениям по заключению трудового договора и дополнительного соглашения к трудовому договору с работником об изменении условий оплаты труда в связи с переходом на новую систему оплаты труда Приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 N 424н утверждены Рекомендации по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме <1>.

--------------------------------
<1> Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2008. N 10.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник фактически приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Это является важной юридической гарантией при приеме работника на работу. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с работником трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней с момента фактического допуска работника к выполнению работы.

В вышеуказанном Постановлении Пленума ВС РФ подчеркивается, что если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (ч. 2 коммент. статьи). При этом следует иметь в виду, что представителем работодателя в указанном случае является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (ст. 16 ТК) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом.

Заключение трудовых договоров либо их условий с определенными категориями работников в случаях, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами, может быть поставлено в зависимость от согласования их с соответствующими лицами или органами. Согласование также необходимо при составлении трудовых договоров в большом количестве экземпляров.

Ответственность за соблюдение порядка заключения трудового договора возлагается на работодателя.

Другой комментарий к статье 67 ТК РФ

1. Комментируемая статья направлена на регулирование вопросов заключения трудового договора и, собственно, формы трудового договора.

Частью 1 комментируемой статьи предусмотрена обязательная письменная форма при заключении трудового договора. Такое требование ч.1 комментируемой статьи устанавливает с целью обеспечения возможности и работника, и работодателя подтвердить факт наличия трудовых отношений. При этом трудовой договор заключается в двух экземплярах, один из которых находится, соответственно, у работника, а другой - у работодателя.

В то же время ч.1 комментируемой статьи предъявляет особое требование к экземпляру трудового договора, который хранится у работодателя. На нем должна иметься подпись работника, подтверждающая получение им экземпляра договора. На практике такая подпись оформляется путем визирования работником экземпляра трудового договора, хранящегося у работодателя. Виза работника включает в себя, как правило, указание на то, что второй экземпляр трудового договора работником получен, его подпись и дату получения второго экземпляра трудового договора.

2. Часть 2 комментируемой статьи регулирует такую процедуру, как фактический допуск работника к работе. Она заключается в том, что работодатель без предварительного оформления трудового договора фактически допускает работника к работе, иными словами работник приступает к работе (к выполнению своих трудовых обязанностей) раньше, чем с ним заключается трудовой договор. Такой фактический допуск согласно ч.2 комментируемой статьи возможен:
- с ведома работодателя, то есть при его устном согласии или уведомлении со стороны работника (как правило, в устной форме);
- по поручению работодателя, которое также может быть дано в устной или письменной форме.

При этом ч.2 комментируемой статьи допускает возможность фактического допуска к работе с ведома или по поручению не только работодателя, но и его представителя. Согласно п.12 постановления Пленума ВС РФ о применении судами ТК РФ представителем работодателя в указанном случае является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения, и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом.

Такой фактический допуск к работе возможен с учетом ее характера, например, когда допуск необходим в связи с тем, что работа не требует отлагательств, перерывов или простоев.

Необходимо отметить, что на практике именно эта процедура вызывает довольно много споров, так как при допуске к работе с ведома или поручения работодателя, выраженных в устной форме, доказывание факта такого допуска вызывает сложности. В этой связи, полагаем, что ч.2 комментируемой статьи в этом аспекте требует совершенствования и уточнения в части, касающейся предъявления особых требований к процедуре фактического допуска работника к работе.

При этом ч.2 комментируемой статьи содержит особые требования к процедуре, следующей после фактического допуска работника к работе. Работодатель обязан оформить с работником трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе. Данное требование вызвано тем, что работодатели в отдельных случаях неохотно идут на то, чтобы заключать с работником трудовой договор, так как это означает возникновение у работодателя ряда обязательств, в частности, по предоставлению работнику гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, уплате в отношении него страховых взносов. Часть 2 комментируемой статьи не определяет дату, в соответствии с которой необходимо оформить трудовой договор с работником. Полагаем, что это должна быть дата фактического допуска работника к работе.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" ч.2 комментируемой статьи дополнена еще одним положением, устанавливающим срок заключения трудового договора. Данное дополнение регулирует ситуацию, при которой отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями. В таком случае трудовой договор должен быть заключен не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.

Напомним, что согласно ст.19.1 ТК РФ признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться двумя способами:
- на основании письменного заявления физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, и (или) не обжалованного в суд предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения ч.2 ст.15 ТК РФ. В таком случае лицо, использующее личный труд и являющееся заказчиком по указанному договору, признает сложившиеся с работником отношения трудовыми и заключает с ним трудовой договор;
- в судебном порядке, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.

3. Часть 3 комментируемой статьи содержит норму, которая предусматривает для некоторых случаев необходимость согласования заключения трудового договора либо его условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или необходимость составления трудовых договоров в большем количестве экземпляров. Непосредственно такие случаи комментируемой статьей не установлены, такая необходимость может быть предусмотрена трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в отношении отдельных категорий работников.